Крещенская обрядовая выпечка. Постное печенье крестики Как печь кресты на крестопоклонной неделе

Кресты (крестики, крестушки, хрестцы, хрясты) — печение из ржаной муки, пресного или кислого теста в форме креста, изготовляемое в среду или четверг на Средокрестной неделе Великого Поста (см. Средокрестие), и имевшее обрядовое значение. Указывая на важность печения «крестов» в середине поста, крестьянки Нижегородской обл. говорили: «Ломается говенье — крестов печенье».

В разных местах «кресты» могли отличаться по размеру, но были похожей формы. Чаще всего их делали симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами. Для этого две равные полоски теста накладывали одна на другую крестообразно или раскатанное тесто нарезали на «крестики» при помощи формочки. В одной местности могли встречаться оба способа изготовления. Так, в Нижегородской обл. «кресты», которые пекли из пресного теста двумя названными способами, назывались «простые» и «вырезные». В некоторых районах Рязанской обл. «кресты» пекли в виде круглых лепешек, на которые наносилось изображение креста.

Русские крестьяне верили, что это печенье может способствовать получению хорошего урожая, благополучию хозяйства и семьи. Так сибиряки считали, что съеденный в Средокрестие «крест» дает человеку здоровье. В Вязниковском у. Владимирской губ., «чтобы хлеб уродился», в середину креста хозяйка запекала ржаное зерно; «чтобы куры велись» — перышко; «чтобы голова легче была» — человеческий волос и т.д. По запеченным в «кресты» предметам гадали о будущем, в этом случае пекли ровно столько печенья, сколько человек в семье. Хозяйка складывала кресты в решето, потряхивала его несколько раз, после чего каждый выбирал себе понравившийся крест. Кому при этом достанется монетка или зернышко, тот будет жить в достатке и счастье, уголь или «печина» — кусочек печного кирпича — в печали, кольцо — женится или выйдет замуж, тряпочка — к смерти, а если в «крестике» ничего не окажется, говорили: «Жизнь пустая будет». Полученный вместе с печеньем крест (нательный или сделанный из лучинок) в разных местах расценивали по разному: кое-где он предвещал несчастье и смерть, а кое-где указывал на человека с легкой рукой, того, кому полагалось первому засевать хлеб (московск.). В других местах первым засевальщиком становился человек, в «кресте» у которого оказалась монета (вологодск., костромск., московск. и т.д.), а в Саратовской губ. первую горсть зерна должен был бросить нашедший в своем «крестике» зерна ячменя. Чтобы увеличить урожай, один или несколько «крестиков» сохраняли до начала сева, закапывая их в амбаре в зерне. Когда шли сеять, их брали с собой и, помолившись, съедали в поле: в Курской губ. так делали, когда сеяли овес, чтобы «овес ровным был». В Рязанской обл. перед тем, как бросить первую горсть зерна, засевальщик такое печенье не съедал, а «запахивал в поле», присыпал землей на пашне.

Печенье в форме креста, по народным представлениям, благотворно воздействовало не только на урожай, но и на здоровье, безопасность и приплод скота. В Калужской и Рязанской губерниях его давали съесть в поле лошади, на которой пахали, для чего делали специальный «крест», значительно превосходивший остальные по размеру. В Московской губ. «крестики» сохраняли «до Егория» (см. Егорьев день), дня первого выгона скота на пастбища, когда их скармливали коровам и лошадям. В Южной России кроме «крестиков» из того же теста пекли специальные хлебцы для скота: маленькие лепешечки или шарики — «катухи».

В Среднем Поволжье — в Костромской, Нижегородской губерниях — каждая хозяйка пекла большое количество «крестиков» для детей («стукольщиков», «подокошников»). В Средокрестие мальчики (девочки редко) обходили дома с пением озорных «крестных» песенок, в которых выпрашивали печенье:

«Говенье ломается,
На печи Христос обувается,
Кадка молока опрокидывается,
Нитка доле, доле, доле,
Подавай крест поболе.
Кто не даст — тому вырви глаз,
Кто даст — тому серебряный».

Или:
«Тетушка, крестик —
Говенье — то треснет.
Говенье ломается
К пасхе подвигается».

Или:
«Половина говенья переломилася,
А другая под овраг покатилася.
Подавайте „крест“, подавайте другой,
Обмывайте водой».

Или:
«Хрес воскрес,
Подавай нам крес,
Гуслицы, гуслицы,
Воды студеницы,
Ворон не тронь,
Каменьком не брось!
Половина-то говина перекатится,
Христовый день пододвинется!»

Хотя в конце 19 — начале 20 вв. обходы превратились в детскую забаву, видимо ранее они были одним из средств аграрной имитативной магии: обрядом вызывания весеннего дождя, необходимого для всходов. Об этом свидетельствует завершающая многие песенки просьба: «Обливай водой»; «Чем хочешь, поливай, только крест подавай»; «Подайте крест, обливайте хвост» и т.д. Кое-где действительно было принято поливать ребят водой в ответ на их просьбу. Ребятишек, как цыплят, сажали под большую корзину, оттуда они пели: «Здравствуйте, хозяин — красно солнышко, здравствуйте, хозяюшка — светлый месяц, здравствуйте, дети — яркие звездочки! Половина говенья переломилась, а другая наклонилась!». При этом их обливали водой, а затем давали по кресту.

В тех местах Нижегородской обл., где обходы дворов не были распространены, кресты пекли по количеству членов семьи плюс один. При этом первый испеченный крест было принято отдавать или соседскому ребенку, или нищему. В традиционном народном сознании дети и, в большей степени, нищие считались обладающими связью с иным миром, поэтому угощение их обрядовым хлебом («крестом») может трактоваться как приношение — жертва предкам, от которых зависело благополучие земледельца.

Печенье-крест в некоторых районах Нижегородской обл. использовали также в обрядовых действиях, отмечавших перелом Поста («говенья»). В Семеновском р-не печение ломали со словами: «Крест треснет — и говенье треснет». В Первомайском р-не, вытянув крест при гадании, говорили: «Целый крест — целый пост», а переломив, добавляли: «Половина креста — половина поста». Произнесенная формула, превратившись в 20 в. в игровую, восходит к действиям заклинательного характера, целью которых было ознаменование перехода поста во вторую его фазу и приближение Пасхи.

Часто Средокрестие связывали с приближением весны, при этом обрядовые действия с «крестами» должны были, по мнению крестьян, способствовать ее встрече так же, как аналогичные действия с «жаворонками». В Воронежской обл. дети с только что испеченными «хрестами» пели заклички — веснянки:

«Хрясты, хрясты,
На чем росли?
На кнутике,
На хомутике,
На сохе,
На бороне,
На чужой стороне».

Третье воскресенье Великого поста – Крестопоклонное, по-церковнославянски – Крестопоклонная неделя. С этого дня и до конца следующей пятницы – четвертая неделя поста – Крестопоклонная седмица.

Приступим очищеннии воздержанием, тепле облобызающе во хвалении Древо всесвятое на немже Христос распинаемь, спасе мир, яко благоутробен.

Так поется в каноне этому празднику.

Чтобы событие стало значимым для детей, оно должно стать ожидаемым. Поэтому заранее рассказываем детям об основных вехах поста, в том числе, конечно, о Крестопоклонной неделе. А подробнее поднимаем эту тему уже в преддверии события – в пятницу предыдущей седмицы, за общим ужином. Или за завтраком в субботу: дети не идут в школу, родителям не нужно на работу, можно спокойно поговорить за столом.

А можно рассказать своими словами, ориентируясь на восприятие своих детей.

Пользуясь случаем, хорошо бы вспомнить с детьми о прообразах Креста в Ветхом Завете. Это и жезл Моисея, и медный змий в пустыне. Но в первую очередь – райское дерево, древо Жизни:

Рай другий познася Церковь, якоже прежде древо имущая живоносное, Крест Твой Господи, из негоже прикосновением безсмертию причастихомся.

Образы Ветхого Завета помогают рассказывать детям о Кресте – не о страданиях и распятии Господа, но именно о Кресте, о животворящем Древе. Не случайно Ветхий Завет назван «детоводителем»: ветхозаветные образы очень яркие и как бы объемные. Как раз для детей они оказываются хорошим подспорьем в понимании смыслов многих новозаветных событий. Тем более что всё богослужение той же самой Крестопоклонной недели пронизано подобными отсылками к ветхозаветным картинам.

Середина поста

А еще мы вместе с детьми вспоминаем, что эти дни – самая середина Святой Четыредесятницы. Половина поста уже позади, и осталось пройти еще столько же. Кстати, эта седмица называется еще и Средокрестной. «Православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят , чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Итак, середина поста. Во-первых, хорошая новость: до Пасхи осталось не так уж и много времени.

Во-вторых, повод задуматься: как мы постились первую половину поста? Обычно еще на первой седмице мы предлагаем детям решить, что каждый из них, каждый из нас, попытается исправить в себе за этот пост. Например, научиться не ябедничать. Или не грубить. Попытаться побороть в себе такой грех, который стал привычкой.

И вот сейчас, в преддверии Крестопоклонной недели, мы напомним детям, напомним самим себе о своих планах на пост. Удалось ли сделать что-то из того, что мы задумывали три недели назад? Часто оказывается, что удалось немногое. И пора все-таки браться как следует за это дело. Стараться, молиться, надеяться. В начале поста казалось, что впереди целая вечность, сейчас понятно, что надо попытаться хоть что-то успеть.

А есть и бытовая сторона вопроса. К Пасхе мы обычно убираем дом, чистим-моем. Готовим с детьми какие-то украшения интерьера, подарки-поделки к празднику. Если оставить все это на предпасхальные дни, то окажется, что вместо богослужений Страстной седмицы, вместо молитвы и памяти о страданиях Христовых у нас будет суета сует, мытье люстр и роспись деревянных яичек. Чтобы успеть все, или, вернее, чтобы успеть хотя бы что-то, придется готовиться к празднику заранее.

И пройденная половина поста напоминает об этой прозе жизни. Обычно я пишу список: что нужно сделать по уборке дома к Празднику. И смотрю, что из этого списка можно сделать заранее. Все это распределяю на оставшиеся три недели. Постирать шторы и мягкие игрушки, убрать наконец лыжи, помыть за стиральной машиной – в общем, многое точно можно сделать уже сейчас. Сделать все то, что такие нерадивые хозяйки, как я, откладывают на генеральные уборки. На Страстную в таком случае останутся только текущие дела и украшение дома.

Так же и с поделками, стихами, прочими педагогическими украшательствами. Все, что мы задумали с детьми подготовить к пасхальному дню, можно сделать в ближайшие три недели. Вот это все мы сейчас вспоминаем и планируем.

Богослужение

Но все-таки о главном. В Крестопоклонную неделю (то есть в воскресенье) служится служба Честному и Животворящему Кресту Господню. И начинается это богослужение в субботу вечером.

Заранее рассказываем детям, что они увидят в храме.

Во время всенощного бдения, после великого славословия священник возьмет в алтаре Крест, украшенный цветами. Хор будет петь Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», и под это пение священник торжественно вынесет Крест на середину храма. Положит на аналой. А потом все священники, диаконы – все будут кланяться до земли Животворящему Кресту и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». И мы будем петь вместе с ними, и мы будем делать эти три земных поклона. Кстати, напоминаем детям, что помазание в этот день бывает не в обычное время, а уже в самом конце службы. Тогда и можно будет приложиться ко Кресту.

Дети будут знать, чего им ожидать, – и смогут более внимательно следить за богослужением.

Если приходить в храм с маленькими детьми, то выстоять всю всенощную будет тяжело. В таком случае мы пытаемся сделать так: приходим в храм с детьми не к началу, а ближе к концу. Если служба началась в 17:00, то приходим где-то к 18:30. Тогда мы как раз попадем на вынос Креста и на елеопомазание.

Домашняя молитва

Мы вернемся домой после всенощной, поужинаем и вместе с детьми встанем на вечерние молитвы. И после обычных молитв мы тоже будем петь, как в храме. Трижды, протяжно: «Кресту Твоему…» И сделаем при этом земные поклоны перед Распятием. Так мы будем делать до пятницы предстоящей недели, после наших общих вечерних молитв.

Дети любят эти поклоны. Такие молитвы перед Крестом бывают трижды в год – и дети легко запоминают их. Когда это было в последний раз, на праздник Воздвижения, наша трехлетняя дочка заявила: «Мне очень нравится, когда мы поем такую молитву. Давай всегда такое петь и кланяться».

Это пение с тремя земными поклонами – дело недолгое и нетрудное. Но это позволяет нам каждый день всю эту неделю вспоминать и помнить. О том, ради чего и ради Кого мы постимся. О том, что мы готовимся поклониться Страстям Христовым и славному Его Воскресению…

Напоминает – если мы готовили детей ко встрече этого праздника, если проговорили такие моменты и если мы привели этот праздник в наш дом, к нашим детям.

День праздника

Воскресное утро – это, конечно, Литургия в храме. И мы бываем на ней все вместе, обычно причащаемся – вообще постом стараемся причащаться почаще. После Литургии на Крестопоклонной обычно не дают для целования крест, как это бывает в другие дни. Но весь народ подходит к Кресту на аналое, вынесенному накануне из алтаря. Так что мы снова можем приложиться к нему.

А дома мы начнем обед (или поздний завтрак – это как посмотреть) с чтения. Всего пару минут, всего пару абзацев: из какой-нибудь проповеди, посвященной Кресту или Крестопоклонной неделе.

На портале «Православие.ru» всегда бывают неплохие подборки к каждому празднику – можно открыть любой приглянувшийся текст и почитать. Недавно мы даже не сами читали, а включили аудиозапись одной проповеди и немного послушали за столом. Но все-таки лучше почитать самим: можно пропустить что-то, можно, читая, уточнять или пересказать понятными детям словами.

Например:

  • проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в третью неделю Великого поста, Крестопоклонную ;
  • проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся» .

Почитаем совсем немного, только начало или выхватим что-то из середины. Если очень хочется – прочитаем сами позже, без детей. А сейчас остановимся.

А может быть, не будем читать. Просто вспомним еще раз, проговорим то, что сегодня слышали во время проповеди в храме. Может быть, кто-то из нас, как говорится, «имеет что-то сказать» о сегодняшнем празднике. И мы поговорим об этом. Пусть немного. Иногда даже очень хорошо, если совсем немного. Но этим разговором, этим чтением мы зададим определенный тон нашему небольшому общему застолью. Вернемся к тому, чем мы жили в храме – вернее, чем должны были бы жить. И может быть, эти слова действительно задержатся в головах наших детей. Или хотя бы в наших головах.

Печенье в виде крестиков

А еще была такая интересная русская народная традиция – выпекать на Крестопоклонной печенье в виде крестиков.

Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне» хорошо описал этот обычай. Приведу здесь обширную цитату – Шмелев очень живо показал, как такая традиция вписана в порядок жизни и мышления православного, церковного ребенка. Показал «ракурс подачи» этого обычая:

«В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”.

“Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:

– Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость.

И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.

“Крестопоклонная” – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – «су-губый», – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, – поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”.

“Кресты” делает Марьюшка с молитвой…

И еще наставлял Горкин:

– Вкушай крестик и думай себе – “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит».

В нашей семье каждый Великий пост тоже выпекаются «кресты». Этот обычай действительно «утешение» для детей в великопостное время. Делает Крестопоклонную неделю ожидаемой даже для малышей. Мы словами рассказывали детям о Крестопоклонной неделе. А эти печенья – неплохое наглядное сопровождение вербального научения. И даже не только наглядное, но осязаемое. И к тому же съедобное.

Помимо наглядности выпечка такого печенья сама по себе – хорошая идея для занятий с детьми всех возрастов. Мы собираемся все вместе. И родители, и подростки, и малыши – все. Это совместное и веселое общее дело. Что само по себе дорогого стоит. Лепить из теста эти крестики очень просто: скатать две колбаски, скрестить их, надавить в серединке, чтобы склеились, – и готово. Для старших это развлечение. Для младших школьников – навыки труда в деле кулинарии. Для малышей – мелкая моторика, лепка, только вместо поделок из пластилина дети делают полезные и вкусные штуки. Да еще вместе со всеми старшими. А заодно мы готовим что-то вкусное к чаю. Столько плюсов – и все в одном и таком несложном деле.

Выпекать это печенье можно из любого теста.

Самое простое – из покупного. Можно купить дрожжевое для пирожков. Мы его разморозим, как написано на упаковке, и будем лепить колбаски. Можно взять слоеное – тогда нужно будет не лепить, а просто нарезать тесто небольшими полосками.

Большой плюс покупного теста, конечно, в том, что мы сокращаем время для готовки. Это особенно актуально в будние дни, когда времени практически ни на что нет. Тогда готовое тесто позволяет нам потратить на эти печенья всего минут десять: столько уйдет на то, чтобы вынуть размороженное тесто из упаковки, застелить противень фольгой или бумагой и позволить детям лепить.

А можно все-таки потрудиться и сделать тесто самим.

Ржаное – самое полезное. К тому же великопостное: ржаная мука, вода, соль, мед. Можно без меда, можно на дрожжах или закваске, зато побольше соли. Такие любит мой муж.

Дрожжевое – просфорное: мука высшего сорта, дрожжи и вода. Из такого теста колбаски нужно лепить толстенькими, где-то 2 см в диаметре. Достаточно самой скатать одну колбаску правильной толщины и показать детям – они по этому образцу налепят такие же нужного размера.

Пряничное – сладкое. Растворить на плите треть стакана воды, две трети стакана сахара, две столовые ложки меда. Немного остудить. Добавить в получившийся сироп чайную ложку корицы, разрыхлитель на кончике ножа и муку – муки столько, чтобы тесто стало как будто пластилиновое. Можно добавить и полстакана растительного масла или же 100 г маргарина для выпечки. Но и без масла – тоже хорошо. Из такого теста нужно будет делать колбаски диаметром где-то в 8 мм. Готовые крестики из пряничного теста можно смазать глазурью без белка. Такие печенья у нас разлетаются сразу. Впрочем, мои дети едят все мучное с большим удовольствием, лишь бы дали.

В серединку этих крестиков можно воткнуть изюминку, мармеладинку. Это будет хорошо для крестиков из дрожжевого теста. Печенья из слоеного теста можно посыпать сахарным песком перед тем, как ставить в печь: получится карамельная корочка.

Мы печем эти «кресты» в субботу перед Крестопоклонным воскресеньем и едим после возвращения из храма, за обедом. И потом снова печем их почти каждый день этой строгой – Крестопоклонной – седмицы.

В таких случаях, когда мы возрождаем подобные народные обычаи, могут быть некоторые смущения. Например, выпечка крестиков может стать собственно основным содержанием Крестопоклонной седмицы. И подобное действительно может произойти. Мы видим, что и в современной действительности, как и в истории, внешние, по сути малозначимые народные традиции или пусть освященные веками, но всего лишь «предания старцев» затмевают для многих смысл события церковного года, становятся важнее «заповеди Божией» и учения Церкви.

Но это происходит тогда, когда подобными обычаями исчерпывается праздник. Когда есть елка и подарки под ней – но нет храма, нет богослужения, нет чтения Евангелия, нет «учения Господня». А когда мы действительно вместе с Церковью встречаем праздник, когда узнаём и принимаем ее учение, когда детей своих хотя бы пытаемся приводить к Богу, к храму, к «истинному» образованию – тогда все внешние атрибуты займут положенное им место. А именно: выделят празднуемое событие из череды будней. Станут наглядным пособием для малышей и радостью для взрослых.

Но для этого как раз необходимо, чтобы мы сами не превращали сырную седмицу в объедение блинами под копченым чучелом, не превращали начало Великого поста в большую уборку с названием «чистый понедельник», а страстную пятницу – в день выпечки куличей.

Важно, чтобы мы сами жили жизнью Церкви.

И приводили в эту жизнь своих детей.

Так, чтобы наши дети не просто пришли – но пришли вместе с нами. Не просто пришли – но и поняли, куда они попали. Не просто пришли – а пришли с радостью. Чтобы они пришли в храм и потом в него снова вернулись. Уже сами.

Но не всегда даже у самых старательных, по-настоящему праведных родителей дети выбирают жизнь с Богом. А чего уж говорить о таких семьях, как наши. Но у нас есть надежда – есть особенное оружие в этой битве за жизнь, за настоящую жизнь наших детей. Ведь у нас есть возможность призывать на помощь непобедимую, непостижимую и божественную силу Честнаго и Животворящего Креста. Чтобы наши дети всегда возвращались под тень, под сень этого таинственного Дерева Жизни. Чтобы они сами искали его, любили его, надеялись на него и им побеждали врагов видимых и невидимых. Чтобы тропинки и дорожки наших детей в конце концов добрались до этого Райского Дерева.

Печь печенье Кресты на крестопоклонной неделе - давняя русская традиция. Её хорошо описал Иван Шмелёв в своей автобиографической повести "Лето Господне".

Крестопоклонным называется третье воскресенье Великого поста (в этом году это сегодняшний день - 19 марта), за которым следует крестопоклонная седмица.

Внедрять ли интересный обычай выпечки символического печенья в своей семье - дело индивидуальное. Я следую этой традиции около 10 лет, и она мне нравится 😉 По-моему, это отличный способ заинтересовать детей - под процесс семейной лепки печенья рассказать об особенностях богослужения и значении этой недели поста.

Испечь печенье Кресты можно из разного теста - покупного слоёного (из которого также можно сделать , ), ржаного, пряничного (на ) или песочного. Конечно, рассматриваются постные варианты. Я выбрала последний - а-ля песочный, на основе муки, крахмала, воды и подсолнечного масла.

Сладкое или солёное?

Раньше Кресты часто пекли с добавлением в тесто не только сахара, но и мёда. Я же больше люблю несладкое печенье, поэтому решила и вам предложить такой вариант.

Однако, если вы хотите приготовить именно сладкую вкусняшку, то нет ничего проще - исключите из ингредиентов специи и добавьте сахар! Сколько? Зависит от ваших предпочтений. На указанное количество ингредиентов можно взять от 2 столовых ложек до половины стакана.

Мои же солёные печеньки очень хороши и с чаем, кофе, и с любым соком, компотом, киселём, а также с любым супом или гарниром! 😉 Итак...

Я использовала следующие продукты:

  • пшеничная мука в/с - 2 стакана (250 г)
  • картофельный крахмал - 75 г
  • фильтрованная вода - 100 мл
  • подсолнечное масло - 100 мл
  • сода - 0,5 ч.л.
  • соль - 0,5 ч.л.
  • универсальная приправа - 1 ч.л.

Приготовление:

Хорошо перемешала муку, крахмал и соду. Просеяла их вместе через сито.

Добавила к ним соль и универсальную приправу.
Специи можно взять любые другие по вкусу.
Если у вас в планах сладкое печенье - всыпьте на этом этапе сахар. А можно развести его в воде - особой разницы нет.

Тщательно перемешала крахмально-мучную смесь с солью и специями. Влила фильтрованную воду. Её температура значения не имеет.

Следом влила подсолнечное масло. Я взяла душистое, но подойдёт и рафинированное.

Вымесила мягкое податливое тесто.
При необходимости можно скорректировать консистенцию, добавив немного воды, если тесто получается немного сухим, или же наоборот - муки, если тесто липнет к рукам. В моём случае этого не потребовалось.

Разделочную доску присыпала мукой и раскатала на ней тесто в не очень тонкий пласт (чем он тоньше, тем более жёстким будет печенье).

Часть теста порезала на прямоугольники шириной где-то 2,5 см, а длиной - около 10 см. Это заготовки для вертикальной части крестиков.

Таким же образом нарезала и чуть более мелкие прямоугольники - примерно 2,5 см х 7,5-8 см. Это для горизонтальных перекладин крестиков.

Наложила более короткие прямоугольники в горизонтальном положении на более длинные в вертикальном. Их пересечение пришлось на 1/3 часть длины (высоты креста) от верха.
Я не стала фиксировать точку пересечения, но при желании можно это сделать, вдавив в тесто любой орех. А в случае сладкого варианта - изюм (или часть любого другого сухофрукта), мармелад или что-то другое.

Выложила крестики на смазанный маслом противень и выпекала при 200"C минут 12-15. Нужно, чтобы печенье лишь подрумянилось, но не прижаривалось. Тогда оно получится нежным и рассыпчатым.

Вот и готова наша вкусная выпечка, которая является неким наглядным пособием и внешним атрибутом крестопоклонной седмицы, и позволяет нам выделить это событие из будней.

Ну, а теперь самое время угощать своих домашних этим печеньем в сочетании с любым напитком или блюдом! Впрочем, без всего, с аппетитом, тоже очень вкусно! ;)

Смотрите анонсы лучших статей! Подпишитесь на страницы Выпечка-онлайн в ,

Смысл и красота православных праздников, обычаев и обрядов ярко раскрыты в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне». Роман написан так талантливо, что стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека. Вот что мы читаем в романе об обычаях Крестопоклонной недели:

«В субботу третьей недели Великого Поста у нас выпекаются «кресты»: подходит «Крестопоклонная». «Кресты» - особенное печенье с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое. Где лежат поперечинки «креста» - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи - в утешение для поста.

Горкин так наставлял меня: Православная наша вера, русская... она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда. Хоть тебе и Великий Пост, а все-таки облегчение для души, «кресты»-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.
«Крестопоклонная» - неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, «су-губый», - Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается. В середу – пятницу будем вкушать без масла, - гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые «пестрые», - поблажка: можно икру грибную, суп с грибными ушками, тушеную капусту с кашей, клюквенный киселек с миндальным молоком, рисовые котлетки с черносливно-изюмным соусом, с шепталкой, печеный картофель в сольце. А на заедку всегда «кресты»: помни «Крестопоклонную».

«Кресты» делает Марьюшка с молитвой, ласково приговаривает: «А это гвоздики, как прибивали Христа мучители-злодеи... сюда гвоздик, и сюда гвоздик», - и вминает веселые малинки. А мне думается: зачем веселые... лучше бы синие чернички... Все мы смотрим, как складывает она «кресты». На большом противне лежат они рядками, светят веселыми малинками. Беленькие «кресты», будто они из лапки, оструганы. Бывало, не дождешься: ах, скорей бы из печи вынимали!

И еще наставлял Горкин: вкушай крестик и думай себе - «Крестопоклонная», мол, пришла. А это те не в удовольствие, а... каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить... и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит… »

Предлагаем и вам испечь постное печенье «Кресты».
Для этого необходимы следующие продукты:

мука примерно 400 г (2,5 стакана),

крахмал - 120 г (1 стакан),

масло растительное - 150 мл (3/4 стакана),

вода - 150 мл (3/4 стакана),

сахар - 1 неполный стакан,

ванильный сахар - 1 ст. ложка,

соль на кончике ножа,

разрыхлитель или сода, гашенная уксусом (лимоном) - 1 ч.л.

Муку просеять. Всыпать в миску муку и крахмал, смешать с разрыхлителем (если используете соду - погасите её и добавьте в жидкую смесь).

В другую миску влить воду, растворить в ней соль, сахар и ванильный сахар. Влить растительное масло и перемешать. Воду с сахаром и маслом влить в мучную массу и замесить эластичное, мягкое, не липнущее к рукам тесто.

Раскатать тесто в пласт толщиной примерно 8 – 10 мм, нарезать широкими полосами. На противень укладывать крестики, хорошо прижимая место скрепления (противень смазывать маслом не надо). Можно украсить ягодами из варенья, сухофруктами, мармеладом, цукатами.

Выпекать в разогретой до 180 градусов духовке примерно 15 минут. Печенье не должно зарумяниться!

Крестопоклонная неделя Великого поста 2018 приходится на его середину. За каждой из недель Великого поста закрепилось особое название, напоминающее то или иное событие, связанное со святыми великомучениками, митрополитами, чудотворцами, самими Иисусом Христом, Богородицей и Святой Троицей.

Названия передают особые отличия в церковных службах, в том, кому надлежит вознести молитву и поклониться. Также это связано с особыми духовными указаниями, воспринимая которые христиане должны объединиться в едином порыве, поддерживая друг друга делом и словом, пусть отражено оно будет только в молитве. Третья Неделя Великого поста посвящена поклонению Честному и Животворящему Кресту. Редакция сайта Полезные советы.ру выяснила когда будет крестопоклонная неделя, на какой неделе Великого Поста в 2018 году. Какие традиции существуют традиции и обряды, а также историю этого замечательно праздника. И поделимся самыми лучшими рецептами постного печенья Кресты, которые по традиции пекут на крестопоклонной неделе дома.

Название «крестопоклонная» происходит из того, что в названную неделю службы в церкви сопровождаются поклонами священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий («якобы» означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был).

Данное действие - поклон после чтения молитвы, происходит четырежды, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного, а далее в понедельник, среду и пятницу.

Поклоны означают дань уважения подвигу Христа, желание следовать за ним, а также принятие своей собственной ноши, своей судьбы, которая проявляется ежедневно в буднях, такими, казалось бы, маленькими лишениями в виде уменьшенной порции еды и полного отказа от мирских развлечений.

Значение Крестопоклонной недели лежит на поверхности. В народе есть выражение «нести свой крест», оно имеет прямое отношение к объяснению. Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места.

Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух. Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной.

Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке.

История

В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой.

В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами (да-да, славянами!) едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надо сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту.

Начиная со следующей среды, на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения ― о «готовящихся к просвещению» - как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Когда и как проходит крестопоклонная неделя

Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста. Однако на самом деле название

Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста. Следовательно, и неделя Крестопоклонная - третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.

В упомянутое воскресенье проходит первая служба с поклонами кресту. Следующая совершается в понедельник, ровно через день. Также в среду, и вечером в пятницу 4-й недели проходит последняя Крестопоклонная служба, после которой крест занимает место в алтаре.

Крестопоклонная неделя Великого поста в 2018 году выпадает на 5 марта. В этот день совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала, чтобы каждый молящийся смог до земли преклониться перед ним и воодушевиться проделанным Иисусом подвигом для продолжения поста.

Во время литургии в эти дни молитва Пресвятой Троице, которая традиционно сопровождает службу каждый день, заменяется на молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после которой и надлежит совершать поклоны.

Если есть такая возможность, следует посетить все 4 службы. Единый глас десятков, обращенный в молитву, может сотворить чудо, особенно если воля наша ослабела под давлением рутины.


Служба в церкви

В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».

Богослужебные тексты в честь Креста очень возвышенны и красивы, они изобилуют противопоставлениями, аллегориями, художественной персонификацией.

Традиция — печь печенье в виде крестов на крестопоклонной неделе

Была такая интересная русская народная традиция – выпекать на Крестопоклонной печенье в виде крестиков. Кресты могут отличаться по размеру, но они всегда похожей формы, чаще всего их делают симметричными, равносторонними, с четырьмя лучами.

Для этого две равные полоски теста накладывают одна на другую крестообразно (это кресты «простые»). или раскатанное тесто нарезают на «крестики» формочкой или ножом (это кресты «вырезные»).

Иногда их делают еще проще – в виде круглых лепешек, на которые наносится изображение креста. По поверью такие Кресты «отгоняли» от дома и домочадцев все плохое.

Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне» хорошо описал этот обычай. Приведу здесь обширную цитату – Шмелев очень живо показал, как такая традиция вписана в порядок жизни и мышления православного, церковного ребенка. Показал «ракурс подачи» этого обычая:

«В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”.
“Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:
– Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость.

И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.

“Крестопоклонная” – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – «су-губый», – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, – поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”.
“Кресты” делает Марьюшка с молитвой…

И еще наставлял Горкин:
– Вкушай крестик и думай себе – “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит».

Рецепт миндального печенья «Крестик»

Продукты:

  • 150 г очищенного миндаля,
  • 1⁄2 стакана кипящей воды,
  • 100 г меда,
  • 1 кружок лимона с кожицей около 1 см толщиной,
  • по 1⁄2 ч. л. корицы и мускатного ореха,
  • 1⁄4 стакана оливкового масла,
  • 250 г пшеничной муки,
  • 50 г ржаной муки,
  • 2/3 пакетика разрыхлителя.

Как приготовить:

Миндаль промыть и залить кипятком на 10 мин. Добавить туда же мед, масло, кружок лимона и измельчить блендером. Смешать муку, разрыхлитель и пряности. Влить орехово-медовый сироп в муку и замесить тесто, которое должно в итоге скататься в шар.
Оставить тесто на полчаса в холодильнике, затем раскатать в тонкий пласт (около 5 мм) и вырезать кресты. Выпекать при температуре 190 градусов в течение 20-25 мин.

Печенье «кресты» медовое

Ингредиенты:

  • 2 стакана муки,
  • 300 г меда,
  • 2-3 ст. ложка растительного масла,
  • 100 г очищенных орехов,
  • 1 ч. ложка пряностей,
  • 1 лимон,
  • 1 ч. ложка соды, изюм.

Приготовление

Ядра орехов (грецких, миндальных или лещинных) тщательно растереть или пропустить через мясорубку, соединить с медом, добавить растительное масло, пряности и натертый на мелкой терке лимон с цедрой.

Массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто.

Раскатать его, вырезать выемкой или ножом «крестики», положить сверху изюминки и выпечь в духовом шкафу.
Для ароматизации печенья можно использовать различные пряности: корицу, гвоздику, кардамон, имбирь, мускатный орех и др., а также их смеси.

Кресты лимонные

Потребуется:

  • 250 г постного маргарина,
  • 3 стакана муки,
  • 1 стакан картофельного крахмала,
  • 1 ст. л. разрыхлителя,
  • 2 пакетика ванильного сахара,
  • цедра 1 лимона,
  • 1 стакан воды.

Печем постное печенье лимонные кресты:

Изрубить маргарин с мукой и крахмалом. Добавить сахар, разрыхлитель, мелко натертую цедру и заменить тесто на очень холодной воде (из холодильника). Слепить кресты, вминая в перекладины изюмины и испечь.

Печенье Кресты на огуречном рассоле

Продукты:

  • 1 стакан огуречного рассола,
  • 1 стакан рафинированного подсолнечного масла,
  • 1 стакан сахара,
  • 100 г кокосовой стружки,
  • 2-3 стакана муки.

Простой рецепт постного печенья Кресты на рассоле:

Смешать масло, сахар, рассол, половину стружки и муку. Вымешать тесто густое, как песочное. Раскатать, присыпая оставшимися кокосовыми стружками. Вырезать кресты, уложить на противень, слегка присыпанный мукой и испечь при температуре 180 градусов в течение 5-8 мин. Вместо кокосовой стружки можно использовать мак, лимонную цедру, цукаты, курагу, порезанную мелкими кусочками или измельченные в кофемолке высушенные апельсиновые корки.

Постное тесто для печенья Кресты с маком

Ингредиенты для печенья:

  • 25 г мака,
  • 1 стакан муки,
  • 4 ст. ложки сахара,
  • 5 ст. ложек растительного масла,
  • 0.5 ч. ложки соды,
  • 3 ст. ложки воды с лимонным соком

Постное печенье с маком Кресты на крестопоклонной неделе — пошаговый рецепт с фото:

  1. Мак смешать с 1 ст. ложкой сахара, добавить 100 г воды, нагревать минут 10 до выкипания воды. Накрыть крышкой. Протереть мак в ступке до появления макового молочка и характерного запаха мака.
  2. В миску насыпать муку, мак, 3 ст. ложки сахара и перетереть руками.
  3. Добавить масло.
  4. Добавить соду с лимонным соком, добавить 2 ст. ложки воды и замесить тесто. Завернуть в пленку положить в холодильник на 20 мин.
  5. Раскатать тесто толщиной 0,5 см, вырезать кресты. В середину каждого креста вдавить изюм. Выпекать при температуре 180 С в течение 15 мин.

В старину на крестопоклонной неделе в среду поздравляли с окончанием первой половины поста. Было принято печь из пресно теста печенье в виде крестов. Печенье пекли с молитвой. В этих крестах запекали или ржаное зернышко, чтобы хлеб уродился, или куриное перышко, чтобы велись куры, или человеческий волос, чтобы голове легче было.

Человек считался счастливым, если ему попадался один из этих предметов. Печенье было напоминанием о страданиях Христа и о том, что каждого человека есть своей крест в жизни.

Существовал обычай в третье воскресение Поста окуривать дом парами уксуса с мятой, чтобы очистить жилище и изгнать дух всякой болезни.

Поделиться: